Как 100 лет назад зарождалась татарская эстрада
Как 100 лет назад зарождалась татарская эстрада

Как 100 лет назад зарождалась татарская эстрада

Почему Тукай критиковал песни и исполнителей своего времени? Что нового привнесли Вагапов, Шакиров и Авзалова на эстраду?** На лекции, организованной в рамках проекта Tat Cult Lab, музыковед и преподаватель Казанского музыкального колледжа Гульназ Зиангирова рассказала о ключевых этапах развития современной татарской эстрады.

Почти сто лет назад писатели и поэты также высказывали критические замечания в адрес эстрады. Татарский писатель Гаяз Исхаки отмечал, что в татарских песнях утрачено народное, самобытное начало и национальный дух. Он говорил: «Вся сила музыки сейчас заключается в пении русских частушек на татарском языке».

Эти же идеи поднимал фольклорист и историк Гали Рахим, который отмечал нехватку исполнителей старинных мелодий и указывал на популярность новых песен без глубокого содержания, создаваемых в большом количестве.

В 1914 году публицист Шахит Ахмадиев опубликовал ряд статей о граммофонных пластинках, выражая беспокойство по поводу уровня исполнения татарских песен. Он отмечал, что рынок заполнен любительскими записями, и заключал: «Торговцы думают только о прибыли».

Габдулла Тукай в одной из своих статей резко критиковал эстрадные песни, называя их порочными и развратными. Он утверждал, что граммофонное пение стало ремеслом «проституток и бездельников», и выражал сожаление о том, что низкопробные любительские песни, распространяемые на грампластинках, «позорят слух нации». Тукай подчеркивал, что такие мелодии с порочным содержанием проникают в «чистые мусульманские дома», оскверняя их.

Таким образом, критика в адрес эстрады звучала еще сто лет назад, и сегодня подобные мнения также активно высказываются профессионалами.

«Любой желающий мог записать свой голос»

Салават Камалетдинов отмечает, что татарская эстрада не могла появиться раньше из-за долгого запрета на публичные выступления и развлекательную музыку среди мусульман. Тем не менее, у народа всегда была тяга к музыке. В конце XIX — начале XX века люди приобретали музыкальные устройства нелегально, включая музыкальные шкатулки и механизмы. В Казани даже работали мастера, которые изготавливали такие устройства и записывали народные песни на пластинки по заказу.

В конце XIX века Томас Эдисон создал фонограф, а Эмиль Берлинер — первый граммофон. Эти изобретения стали поворотным моментом, превратив грампластинки в новое средство массовой коммуникации и дав толчок развитию эстрады в России.

С 1900 по 1907 год в России было продано 500 тысяч граммофонов, а годовой тираж пластинок достигал 20 миллионов экземпляров. Если бы не революция 1905 года, возможно, граммофоны в Казани так и остались бы вне закона. Революция оказала влияние на все сферы жизни, включая музыку, предоставив возможность для публичных выступлений.

Личная свобода и свобода музыкального самовыражения могут привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. С появлением граммофонных записей возникла ситуация, когда любой желающий мог за деньги записать свой голос. Начался процесс массового исполнения, и пением начали заниматься практически все, в том числе представители сомнительных профессий, которые скрывали свои имена, чтобы избежать общественного осуждения. Большинство грамзаписей начали производиться с 1910 года, а записи можно было сделать у французской фирмы «Пате» или английской компании «Граммофон компани», представители которых сами приезжали в Казань или надо было ехать в Москву. Эти записи сейчас хранятся в Национальном музее Франции.

«Даже мужчины поют визгливым голосом!»

Литературовед Сагит Сунчелей в своей статье «Наша музыка» пытается проанализировать исполнителей граммофонной музыки. Он подчеркивает, что у татар пока нет собственных композиторов, поэтому исполнение народных песен остается основным направлением. «Хотя новые мелодии появляются, они не отличаются особой красотой и не соответствуют традиционной татарской музыкальной культуре», – отмечает он.

К началу XX века уже сформировался круг популярных исполнителей, среди которых были Хусаин Юсупов, Махмуза Булатова, Марьям Искандерова, Нафиса Позднякова, Мирфаиз Бабажанов, Хадича Гамбитская, Ибрагим Адамантов и Габдулла Кариев.

В это время татарские песни исполнялись в манере, схожей с русскими народными. Визгливый, высокий голос использовался не только женщинами, но и мужчинами. Русское влияние ощущалось не только в музыке, но и в литературе, где часто встречались русские заимствования, как, например, в произведениях Фатиха Амирхана.

Особое внимание заслуживает Камиль Мутыги, просветитель и певец, который гастролировал по стране. Его называли «татарским Шаляпиным» из-за более низкого голоса по сравнению с другими исполнителями. Он выступал в различных городах России, исполняя народные песни и свои композиции. Одной из его популярных песен была «Ай, былбылым», мелодию для которой он привез сам, а слова написал Наки Исанбет. Также известной стала песня «Пар ат».

Запись «Пар ат» в исполнении Камиля Мутыги хранится в Национальной библиотеке Франции.

Камиль Мутыги и Габдулла Тукай были связаны родственными узами: Мутыги был учителем Тукая в медресе его отца в Уральске и сыграл важную роль в формировании поэта. Как основатель и редактор татарских газет и журналов в Урале, он публиковал стихи Тукая, однако их пути со временем разошлись. Тукай стал критиковать пение Мутыги, считая, что образованный человек не должен выступать ради денег.

Камиль Мутыги в своих выступлениях поднимал социальные проблемы, выражая гражданскую позицию и обсуждая нужды бедных и несправедливость среди богатых и духовенства. Его записи сур Корана сохранились до наших дней.

Истоки современной поп-музыки

Первые эстрадные исполнители выступали на ярмарках, в ресторанах и на теплоходах, так как специализированных концертных залов не существовало. Появление термина «концертный номер» стало важным шагом, хотя номера были короткими и заранее подготовленными. В это время уже были администраторы, которые организовывали концерты, вели переговоры с заказчиками и составляли расписание выступлений. К 1930 году в стране существовало бюро работников искусства, которые прослушивали исполнителей и присваивали им категории, что можно считать прообразом художественных советов.

В эстрадной музыке также начали использовать псевдонимы. Концертные номера готовились с простыми текстами, запоминающимися мелодиями и привлекательной внешностью исполнителей.

Для популяризации исполнителей важны известность и ротация, что способствовало назначению выступлений и записи на граммофон. Граммофоны были распространены в домах, и, таким образом, в начале XX века закладывались основы современной поп-музыки.

Файзулла Туишев – единственный татарский гармонист на эстраде

В эстрадном искусстве существует несколько направлений: песня, инструментальный номер, танец, пародия и юмор. В числе известных инструменталистов можно отметить скрипачей Гайсу Макаржу, Ончы Фахри, Гали Зайпина, Карамалая, Хабибуллу Ахмадуллина, Мухаметшу Мустафина и легендарного гармониста Файзуллу Туишева.

Туишев появился в Казани в начале 1920-х годов как единственный татарский баянист на сцене.

Файзулла Туишев: Пионер татарской эстрадной музыки
В начале 1920-х годов Файзулла Туишев приезжает в Казань и становится единственным татарским баянистом на эстрадной сцене. Его талант и мастерство быстро становятся известными за пределами города. Будучи самоучкой, Туишев обладает уникальной памятью и выдающимися музыкальными способностями. Его карьера начинается с выступлений на ярмарках, где он исполняет мелодии различных народов, русские романсы и татарские эстрадные песни. Туишев создает попурри из этих произведений и гастролирует по России, включая такие города, как Казань, Нижний Новгород, Москва, а также выступает в Баку и за границей — в Китае, Корее и Южной Америке. В 1915 году он делит сцену с знаменитым Федором Шаляпиным. Кроме того, Туишев на протяжении всей жизни собирает коллекцию гармоней.

Развитие татарской вокальной музыки: Восточный клуб

Исторический анализ позволяет выделить два направления в формировании татарской вокальной музыки: популярную самодеятельную эстрадную музыку и академическую профессиональную. На сегодняшний день эстрада продолжает развиваться в первом направлении, в то время как академическое течение связано с Восточным клубом (Шарык клубы), открывшимся 1 декабря 1907 года. Этот клуб стал культурным центром татарской интеллигенции, где проводились литературные вечера, лекции и спектакли на татарском и русском языках, а также тематические концерты с программами и афишами. В них звучали отрывки из опер, песни разных народов и попурри. Среди активных участников клуба были певцы Фаттах Латыпов, скрипачи Гали Зайпин и мандолинист Султан Рахманкул, а также композиторы и пи
анисты, такие как Султан Габаши и Загидулла Яруллин. Яруллин, в частности, организовал первый струнный оркестр при клубе. Здесь свои стихи читали Габдулла Тукай, Сагит Рамиев, Фатих Амирхан и Габдулла Кариев.

Тукай, хотя и критиковал некоторых исполнителей, высоко оценивал мастерство таких артистов, как Фаттах Латыпов и Султан Рахманкул, и ценил их исполнение татарских народных песен. Важно понимать, что указанные два направления не противоречат друг другу.

Новый этап в культурной жизни: радио и филармония

В первой половине XX века Казань была центром музыкальной жизни. В 1927 году в городе появляется радио, которое стало важным событием, открывшим новые горизонты для популяризации музыки. В прямом эфире транслировались первые концерты, что стало прорывом в культурной жизни региона.

В то время радио работало только в формате прямого эфира, и за преждевременное завершение программ или превышение времени налагались штрафы. В эфире звучали народные песни в исполнении академических артистов, таких как Гульсум Сулейманова, Асия Измайлова и Азиз Альмухамедов. Первым литературным редактором был Исмагил Усманов, а музыкальным — Салих Сайдашев.

До открытия филармонии радио служило центром, объединяющим исполнителей. В 1937 году была основана Татарская государственная филармония, включая эстрадное отделение, куда приходили такие выдающиеся музыканты, как Файзулла Туишев и конферансье Файзи Юсупов. Однако к 1941 году возникла нехватка исполнителей, что особенно сказалось в связи с планируемой декадой татарской литературы и искусства в Москве. В итоге на декаду были направлены гармонист Гани Валиев, певица Завахира Салахова и певец Рашит Вагапов. Но началась Великая Отечественная война, и декада была отложена. Рашид Вагапов в составе концертной бригады выезжает на фронт, где за три года дает более 500 концертов для солдат.

Рашид Вагапов: Пионер дуэта в татарской эстраде

Рашид Вагапов сделал значительный вклад в развитие татарской музыкальной культуры. Его считали символом татарского народа, и его часто называют первым исполнителем на татарской эстрадной сцене. Хотя это не совсем так, Вагапов действительно поднял уровень татарской эстрады до высокого профессионального уровня, установив тем самым высокие стандарты для будущих исполнителей, включая Ильгама Шакирова, который считает Вагапова своим кумиром и учителем. Именно Вагапов впервые ввел в татарскую эстраду дуэты мужчин и женщин, выступая вместе со своей супругой Завагирой Салаховой. Его популярность стремительно росла, и его песни звучали на радиоконцертах, а гастрольный график заполнялся на несколько месяцев вперед.

Именно по радио Ильгам Шакиров впервые услышал голос своего кумира, и по его исполнению он стал изучать старинные татарские песни. Важным моментом для него стало посещение концерта Вагапова в соседнем селе, где он осознал, что для достижения такого уровня необходимо много учиться.

Становление Ильгама Шакирова: от трудностей к успеху

Ильгам Шакиров писал письмо в Казанскую консерваторию, но не получил ответа. После этого он попытался поступить в Елабужское педагогическое училище, но его не приняли из-за того, что его отец был объявлен врагом народа. Ильгам отправился в Казань, где встретил своих односельчан, которые посоветовали ему попробовать пройти прослушивание. Однако он опоздал — вступительные экзамены уже закончились.

Однажды по приглашению друга Ильгам пришел в общежитие медучилища, где студенты попросили его спеть. Он исполнил известную песню «Кара урман», и его пение привлекло внимание всех жильцов общежития. Он много пел, готовясь к прослушиванию в училище. На следующий день, в кирзовых сапогах и телогрейке, он пришел в училище. «Высокий, никого не знает», – так описывает его композитор Фасил Ахметов, который в то время был студентом народного отдела. Фасил показал ему новое здание училища и попросил Шакирова спеть.

В первые месяцы в Казани Ильгам жил в подвале Казанского музыкального училища. Он был готов на всё ради возможности учиться. Позже, общаясь с ним, я задала вопрос: «Если бы вы поступили в Елабугу, что было бы тогда?» Ильгам ответил, что неважно, какую специальность он бы получил, он всегда бы пел.

Как студента Ильгама быстро заметили, и его пригласили участвовать в концертах с прямой трансляцией на радио. Здесь он познакомился с Рашидом Вагаповым, который прослушал его и оценил его голос. Это положило начало их тесному сотрудничеству: Ильгам часто бывал в доме Вагапова, где переписывал ноты песен, которые позже вошли в его репертуар. Позже Ильгам поступил в Казанскую государственную консерваторию и успешно учился. По окончании консерватории ему единогласно рекомендовали идти в оперный театр из-за хороших вокальных данных, но он выбрал другой путь. В 1960 году он закончил консерваторию, получил диплом и устроился на работу в Татарскую государственную филармонию, всю свою жизнь связав с этой организацией.

Альфия и Ильгам: начало новой эры татарской поп-музыки

Когда Ильгам Шакиров пришел в Татарскую филармонию, его сразу же распределили в одну бригаду с уже известной певицей Альфией Авзаловой. Альфия имела несколько лет опыта работы в этом учреждении. Их команда, получившая название «На сцене – молодые», вскоре отправилась в гастрольное турне по России и Средней Азии. Спустя три года их совместной работы каждый из артистов собрал свою команду и начал сольную карьеру. Однако дружба и взаимная поддержка между ними осталась на всю жизнь. Оба они продолжали верно служить татарской музыкальной традиции, и именно с их приходом началась новая эра татарской эстрадной поп-музыки.

В шестидесятых годах XX века именно Альфия и Ильгам первыми взяли в руки микрофоны, и вокруг них стали формироваться первые вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Эти группы использовали необычные для татарской музыки электрогитары, синтезаторы и ударные инструменты, создавая новое звучание, близкое к эстрадно-джазовым стилям.

Первые ВИА на татарской сцене, такие как «Казан утлары» с Альфией Авзаловой и «Идель» с Ильгамом Шакировым, появились после появления русских ВИА, которые, в свою очередь, ориентировались на западные группы, такие как «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Однако татарская публика не сразу приняла это новое электронное звучание. Во время гастролей в деревнях старшее поколение часто выражало недовольство, считая такую музыку насмешкой над традиционной татарской культурой, особенно не принимая ударные инструменты.

Однажды, перед концертом, у Ильгама Шакирова сломалась аппаратура, и весь вечер он пел без микрофона, используя баян или исполняя песни а капелла. После выступления он получил записку от зрителей с благодарностью: «Уважаемый Ильгам! Мы рады, что у вас сгорел усилитель, потому что смогли услышать ваш чистый, природный голос. Вашему сильному голосу не нужен микрофон. Спасибо за вашу красивую, мелодичную интерпретацию».

Сбалансированное звучание: традиции и современность

Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова понимали, что время необходимо, чтобы публика приняла электронную музыку. Они старались адаптироваться к новым условиям. Альфия проявляла мудрость и гибкость, тщательно продумывая концертные программы и внося изменения по мере необходимости, чутко реагируя на эмоциональную реакцию зрителей. Их подход заключался в нахождении баланса между современным ансамблевым звучанием и традиционным исполнением под баян.

Ильгам часто делился своими новыми произведениями с Альфией, прислушиваясь к ее мнению. Он также активно занимался просветительской деятельностью: писал статьи и читал лекции. После смерти композитора Салиха Сайдашева он одним из первых выступил за установку памятника в его честь и активно пропагандировал как народную, так и профессиональную музыку.

Ильгам очень переживал из-за появления на эстраде низкопробных песен и роста числа самодеятельных исполнителей, которых он называл «инкубаторными артистами». В одном из интервью он делился своими мыслями о том, как можно улучшить ситуацию, подчеркивая необходимость возвращения к традициям: выезжать в деревни, искать талантливую молодежь и предоставлять им профессиональное образование.

Альфия Авзалова: яркий талант и солнечная натура

Альфия Авзалова – исключительная личность с непростой судьбой. В детстве она потеряла мать и оказалась в условиях нищеты, сталкиваясь с голодом и нуждой. Будущая певица провела часть своего детства в детском доме. Взрослея, она самостоятельно воспитывала двух дочерей и приняла на себя заботу о шестерых племянниках, оставшихся без родителей. Альфия пережила инсульт, потеряла голос, а после курса химиотерапии у нее выпали волосы… Несмотря на все испытания, она оставалась удивительной и вдохновляющей личностью! Её присутствие приносило радость, она всегда была искренней, открытой и честной. Альфия апа запомнится мне как талантливая певица и солнечный человек.

На вопрос о том, как ей удается сохранять оптимизм, она отвечала: «Не стоит слишком много думать, нужно жить весело». «У меня нет секретов от моего народа», – говорила она и добавляла: «Я всегда была с юмором. Если Джалиль писал, что умрет с песней, то я буду не только петь, но и шутить».

Альфия апа была настоящей модницей. В своей книге она отмечает: «Меня всегда называли француженкой», так как её сценический стиль был ярким и соответствовал последним модным тенденциям. Платья в пол, открытые плечи, разнообразные прически и непринужденное поведение на сцене – это было новшеством для эстрады.

Она не скрывала, что стремилась подражать некоторым артистам, например, Эдите Пьехе. Когда они выступали вместе в Москве, Альфия наблюдала за её образом, запоминала детали костюмов и шила подобные наряды дома.

«Моң – это когда жизнь испытывает тебя, когда детство было трудным или нищим. У человека в душе остаётся это ощущение. Бывает светло и легко, но одновременно и тяжело. Мы с Ильгамом пережили много трудностей, всегда работая в сложных условиях. Мы путешествовали на открытых кузовах грузовиков, в непогоду, приезжали в неотопленные клубы, многие из которых были разрушены после войны. Несмотря на всё это, я всегда оставалась весёлой и с юмором. Старалась развеселить людей, даже когда сама чувствовала себя плохо. Я шучу как в радости, так и в горе», – делилась она в одном из интервью.

Салават Фатхутдинов: путь к эстрадному успеху с поддержкой мэтров

Альфия Авзалова и Ильгам Шакиров активно помогали молодым исполнителям без образования находить своё место в филармонии. Благодаря их поддержке на конкурсе «Татар жыры-89» открылись новые горизонты для эстрадной музыки. Салават Фатхутдинов стал лауреатом этого конкурса, и оба артиста высоко ценили его талант. Салават, как известно, был классическим исполнителем эстрадной музыки. На вступительных экзаменах в институт культуры он акцентировал внимание на старательности, таланте и самобытности, поддерживая природную мелодику и «моң». К сожалению, этого не хватает многим исполнителям, которые за деньги предлагают свои песни на ротацию, создавая альтернативную музыку на татарском языке.

«Необходимо благодарить молодежь за их стремление к пению»

В начале 2000-х, когда я работала на радио, меня пригласили участвовать в дискуссии вместе с профессиональными музыкантами, литературоведами и группой «Иттифакъ», исполняющей рэп на татарском языке. Я хорошо помню, как их критиковали: «Рэп не соответствует татарской музыке, как такое возможно?» В тот момент я высказала свою позицию: мне нравится эта группа. Я считаю, что каждого, кто поет или высказывает свои мысли, следует слушать, так как они выражают свои чувства. Нельзя ограничиваться только одной точкой зрения, утверждая: «Мы будем исполнять лишь народные или профессиональные песни, а остальные ошибаются» – это неверно. Следует смотреть шире. Важно обучать молодежь, предоставляя им основы профессиональных знаний. Получив качественное классическое образование и пройдя вокальную школу, они смогут поднять альтернативные направления на новый уровень. Поэтому, если молодежь поет и у них есть что сказать, это стоит только приветствовать. Они занимаются любимым делом и никому не мешают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *